Организация деятельности детей в музыкальном уголке (открыть)
Оборудование музыкальных уголков,
организация деятельности детей с ОВЗ в музыкальном уголке
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Все дети, как известно, разные, а в нашем учреждении это особенно ярко представлено. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
Неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды является музыкальный уголок. Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов
Оборудование музыкального уголка включает в себя:
• Игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создание игровых ситуаций при которых дети представляют себя музыкантами)
• Детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:
- с хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.)
- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики)
- с одним фиксированным звуком (дудки)
- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.)
• Музыкально-дидактические пособия и музыкально-дидактические игры с целью помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей. Основными задачами музыкально- дидактических игр являются:
• Аудио-, видео- диски и кассеты. В группе должна быть аудио и видео аппаратура, СD и DVD-плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста, для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим).
• Подборка детских песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, эстетичность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
Куклы-неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.)
Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки
Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
Не озвученные бутафорские музыкальные инструменты (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
Атрибуты к музыкальным подвижным играм
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
Ширма настольная с перчаточными игрушками
Магнитофон и набор программных аудиозаписей
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации. (6-7 песен)
Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Угадай-ка».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Целесообразно к пособиям, атрибутам и музыкальным инструментам младшей группы добавить:
Металлофон
Шумовые инструменты для детского оркестра
Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню). В книге должно быть 6-7 песен;
Не озвученное пианино (служит для стимулирования пения, ребенок своим пением заменяет звучание пианино)
Фланелеграф или магнитная доска
Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
Музыкальная лесенка (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка)
Ленточки, цветные платочки, султанчики, разноцветные полотна ткани и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, по сезону)
Ширма настольная и набор игрушек
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
СТАРШАЯ ГРУППА
Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
Иллюстрации по теме: «Времена года»
Книжка- песенка, в которой ярко оформлена обложка, каждая страница в файле или ламинирована. Каждая песня располагается на отдельном листе. (Картинка, название, нотоносец, текст для воспитателя) для старшей и подготовительной – 12-15.
Телевизор (для старшей и подготовительной групп) с набором цветных иллюстраций (можно на полотно-валик)
Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)
Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
Атрибуты к подвижным играм
Альбом «Мы рисуем и поем», в котором собраны рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
Настольная ширма и ширма по росту детей
Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дополнительно к оборудованию, использованному в старшей группе, добавляется:
Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
Портреты композиторов
Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях
Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
Самодельные инструменты для шумового оркестра.
Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования.
Музыкально-дидактические игры: «Слушай, сочиняй и смотри», «Волшебный сундучок», «Придумай песенку», «Музыкальное лото» и др.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.
Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их могут помочь родители воспитанников. А дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так налаживаются «мостики творчества» как для детей, так и для их семей.
26.05.2023
18.05.2023
15.05.2023