Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»
Консультация "Эмоциональное выгорание педагогов" (открыть)
Памятка "Психологические особенности подростка" (открыть)
Консультация "Правила адаптации, обучения и общения с детьми с РАС" (открыть)
Буклет "Что значит ласковое слово для ребенка" (открыть)
Консультация "Список музыкальных произведений, которые можно использовать на психокоррекционных занятиях" (открыть)
Консультация "Влияние музыки на развитие ребенка" (открыть)
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно – сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы.
А между тем, требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Факторы напряженности педагога
- Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
- Загруженность рабочего дня.
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
- Чувственность к имеющимся трудностям.
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка.
- Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности.

- Владение современными методиками и технологиями обучения.
- Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям.
- Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги не редко переносят на детей.
- Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.
Стадии профессионального выгорания (Маслач К., 1982 г.)
Я. Первая стадия:
- приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
II. Вторая стадия:
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
III. Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
- безразличие ко всему.
Фазы и симптомы стресса
- Нервное напряжение, которое могут создавать отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, "трудные дети". Переживание, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в "клетку", тревога и депрессия.

- Сопротивление, во время которого, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выборочное выполнение профессиональных функций.
- Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, который наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.
Способы повышения самооценки
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Не нужно сравнивать себя с другими! Все мы разные и каждый уникален. И у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Запомните: у вас есть свои достоинства!
- Используйте краткие фразы (аффирмации) такие, как «я уверена в себе», «я успешна», «у меня все получится» и т.д.

- Перестаньте выражать недовольство. Вечное недовольство любого человека превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма!
- Не жалейте себя и других. Жалость является скрытой формой унижения. Как уважать, как считать полноценным того, кто вызывает сочувствие?
- Перестаньте оправдываться перед окружающими. Чем больше вы оправдываетесь, тем больше чувствуете неуверенность в себе. Вы никому ничего не должны, так зачем же оправдываться?
- Планируйте дела. Ставьте реальные цели, делайте реальные шаги к их достижению и тогда вы получите ощутимый результат и удовлетворение от сделанного.
- Действуйте решительно! Если вы решили сделать что-то, начинайте как можно быстрее, не думайте о трудностях. Чем дольше вы собираетесь начать, тем сложнее кажется дело.
- Не бойтесь просить о помощи. Это не является признаком слабости, наоборот! Слабый постесняется и проиграет там, где сильный попросит о поддержке.
- Следите за своей внешностью. Уверенные в себе люди всегда держат спину прямо, ведут себя свободно.
- Занимайтесь делом, которое вам нравится и которое у вас получается. Это может быть даже хобби.
Консультацию подготовила: Фараонова Н.М., педагог-психолог высшей квалификационной категории
Литература
- Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. – Волгоград, 2009.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – Питер, 2005.
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания, 2002 г.
- Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога. – Чита, 2005.