+7 (4812) 30-06-76 / 66-53-03

Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4 Б
e-mail: centr072007@yandex.ru

Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»

Буклет "Что значит ласковое слово для ребенка" (открыть)

Консультация "Список музыкальных произведений, которые можно использовать на психокоррекционных занятиях" (открыть)

Консультация "Влияние музыки на развитие ребенка" (открыть)

В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно – сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы.

А между тем, требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

 Факторы напряженности педагога

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
  • Загруженность рабочего дня.
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  • Чувственность к имеющимся трудностям.
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка.
  • Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности.
  • Владение современными методиками и технологиями обучения.
  • Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям.
  • Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги не редко переносят на детей.
  • Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.

Стадии профессионального выгорания (Маслач К., 1982 г.)

I. Первая стадия:

  • приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

II. Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.

III. Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
  • безразличие ко всему.

Фазы и симптомы стресса

  1. Нервное напряжение, которое могут создавать отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, "трудные дети". Переживание, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в "клетку", тревога и депрессия.
  1. Сопротивление, во время которого, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выборочное выполнение профессиональных функций.
  1. Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, который наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.

Способы повышения самооценки

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Не нужно сравнивать себя с другими! Все мы разные и каждый уникален. И у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Запомните: у вас есть свои достоинства!
  • Используйте краткие фразы (аффирмации) такие, как «я уверена в себе», «я успешна», «у меня все получится» и т.д.
  • Перестаньте выражать недовольство. Вечное недовольство любого человека превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма!
  • Не жалейте себя и других. Жалость является скрытой формой унижения. Как уважать, как считать полноценным того, кто вызывает сочувствие?
  • Перестаньте оправдываться перед окружающими. Чем больше вы оправдываетесь, тем больше чувствуете неуверенность в себе. Вы никому ничего не должны, так зачем же оправдываться?
  • Планируйте дела. Ставьте реальные цели, делайте реальные шаги к их достижению и тогда вы получите ощутимый результат и удовлетворение от сделанного.
  • Действуйте решительно! Если вы решили сделать что-то, начинайте как можно быстрее, не думайте о трудностях. Чем дольше вы собираетесь начать, тем сложнее кажется дело.
  • Не бойтесь просить о помощи. Это не является признаком слабости, наоборот! Слабый постесняется и проиграет там, где сильный попросит о поддержке.
  • Следите за своей внешностью. Уверенные в себе люди всегда держат спину прямо, ведут себя свободно.
  • Занимайтесь делом, которое вам нравится и которое у вас получается. Это может быть даже хобби.

Консультацию подготовила: Фараонова Н.М., педагог-психолог высшей квалификационной категории

Литература

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. – Волгоград, 2009.
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – Питер, 2005.
  3. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания, 2002 г.
  4. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога. – Чита, 2005.

 

Телефон доверия

 

Новости

О неделе здоровья

20.11.2020

С 16 по 20 ноября 2020 г. в Центре прошла тематическая Неделя здоровья с целью пропаганды среди обучающихся дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) приоритетов здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту.
Все запланированные мероприятия с обучающимися были посвящены теме «здоровье». Через настольные и сюжетно-ролевые игры и беседы дети узнавали о своем организме много полезного и нужного – для чего человеку нужны глаза, что умеет наш нос, почему нужно беречь уши и многое другое.
   
  
Об участии в Форуме "Вместе ради детей!"

11.11.2020

6 ноября начал свою работу XI Всероссийский форум «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства». Мероприятие ежегодно организовывает Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2020 году Форум впервые проходил в онлайн-формате на специальном электронном ресурсе.
10 ноября в КВЦ им. Тенишевых состоялось праздничное открытие региональной площадки XI Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства». Мероприятие состоялось при содействии администрации Смоленской области.
С приветственным словом выступила заместитель Губернатора Смоленской области Хомутова Вита Михайловна. В пленарной сессии приняли  участие уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области Наталья Александровна Михайлова, и.о. начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Елена Петровна Талкина.
В рамках работы Форума специалисты Центра представили, реализуемый при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проект "Шаг за шагом", а также провели мастер-класс об использовании технологии сенсорной интеграции в работе по психолого-педагогическому сопровождению.
  
Региональные СМИ о Форуме: Смоленская газета, ГТРК Смоленск
О Дне народного единства

05.11.2020

День народного единства – это праздник, который дети должны знать с раннего возраста. Проведение мероприятий патриотического направления очень важно в воспитании в подрастающем поколении любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Основная цель проведения мероприятий, посвященных празднованию Дня народного единства - патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.

   

© Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр диагностики и консультирования», [2020]



 

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Обратная связь

Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4Б

Телефон: +7 (4812) 30-06-76
Телефон-факс: +7 (4812) 62-30-78

E-mail: centr072007@yandex.ru