+7 (4812) 30-06-76 / 66-53-03

Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4 Б
e-mail: centr072007@yandex.ru

Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»

Консультация "Эмоциональное выгорание педагогов" (открыть)

Памятка "Психологические особенности подростка" (открыть)

Консультация "Правила адаптации, обучения и общения с детьми с РАС" (открыть)

Буклет "Что значит ласковое слово для ребенка" (открыть)

Консультация "Список музыкальных произведений, которые можно использовать на психокоррекционных занятиях" (открыть)

Консультация "Влияние музыки на развитие ребенка" (открыть)

В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно – сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы.

А между тем, требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

 Факторы напряженности педагога

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
  • Загруженность рабочего дня.
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  • Чувственность к имеющимся трудностям.
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка.
  • Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности.
  • Владение современными методиками и технологиями обучения.
  • Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям.
  • Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги не редко переносят на детей.
  • Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.

Стадии профессионального выгорания (Маслач К., 1982 г.)

Я. Первая стадия:

  • приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

II. Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.

III. Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
  • безразличие ко всему.

Фазы и симптомы стресса

  1. Нервное напряжение, которое могут создавать отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, "трудные дети". Переживание, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в "клетку", тревога и депрессия.
  1. Сопротивление, во время которого, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выборочное выполнение профессиональных функций.
  1. Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, который наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.

Способы повышения самооценки

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Не нужно сравнивать себя с другими! Все мы разные и каждый уникален. И у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Запомните: у вас есть свои достоинства!
  • Используйте краткие фразы (аффирмации) такие, как «я уверена в себе», «я успешна», «у меня все получится» и т.д.
  • Перестаньте выражать недовольство. Вечное недовольство любого человека превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма!
  • Не жалейте себя и других. Жалость является скрытой формой унижения. Как уважать, как считать полноценным того, кто вызывает сочувствие?
  • Перестаньте оправдываться перед окружающими. Чем больше вы оправдываетесь, тем больше чувствуете неуверенность в себе. Вы никому ничего не должны, так зачем же оправдываться?
  • Планируйте дела. Ставьте реальные цели, делайте реальные шаги к их достижению и тогда вы получите ощутимый результат и удовлетворение от сделанного.
  • Действуйте решительно! Если вы решили сделать что-то, начинайте как можно быстрее, не думайте о трудностях. Чем дольше вы собираетесь начать, тем сложнее кажется дело.
  • Не бойтесь просить о помощи. Это не является признаком слабости, наоборот! Слабый постесняется и проиграет там, где сильный попросит о поддержке.
  • Следите за своей внешностью. Уверенные в себе люди всегда держат спину прямо, ведут себя свободно.
  • Занимайтесь делом, которое вам нравится и которое у вас получается. Это может быть даже хобби.

Консультацию подготовила: Фараонова Н.М., педагог-психолог высшей квалификационной категории

Литература

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. – Волгоград, 2009.
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – Питер, 2005.
  3. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания, 2002 г.
  4. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога. – Чита, 2005.

 

Телефон доверия

 (открыть)

 

 

Новости

О памятных датах

27.01.2023

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Именно в этот день в Центре прошло воспитательное мероприятие «Мы вспомним те годы, блокадные годы…», приуроченное к этой важной дате. В ходе мероприятия ребятам рассказали о «дороге жизни» Ладожского озера; показали «Карточки на хлеб». Так же проводились беседы о хлебе, о его роли в жизни ленинградцев в дни блокады, о жизни и занятиях детей в блокадном городе.
79 лет назад в январе 1944 года Ленинград отпраздновал свою Победу.  Победу тех, кто сражался с врагом, чтобы отстоять родной город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады, кто жил и боролся, несмотря на холод и голод, бомбежки и артобстрелы. Подобные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения, развитию преданности, ответственности и гордости за Родину.
 
 
О проекте

23.01.2023

В рамках реализации проекта «Узнаем наш город вместе» 22 января 2023 года ребята вместе с родителями и педагогами посетили Музей пожарной охраны. Экскурсия начиналась на улице, возле памятника, известной всем смолянам старинной пожарной машины. Надпись на памятнике гласит  «Памяти бойцов огненного фронта Смоленщины, погибших в боях за Родину и на пожарах». Ребята возложили цветы погибшим пожарным.
Затем, из служебного помещения, выехала современная пожарная машина и экскурсию продолжил сотрудник пожарной части, который показал и рассказал, чем оснащена пожарная машина, где располагается командир и пожарный расчёт во время вызова.
Ребятам была предоставлена возможность забраться во внутрь машины и занять места экипажа.
Далее экскурсия продолжилась в залах музея:  зал истории развития пожарного дела,  зал государственного пожарного надзора и  испытательной пожарной лаборатории, зал пожарно-технического вооружения и др. Ребята познакомились с  пожарно-техническим вооружением, аварийно-спасательным оборудованием, первичными средствами пожаротушения, боевой одеждой огнеборцев.
Экскурсия завершилась подвижными играми, в ходе которых ребята закрепили полученные знания.
 
  
О музее

18.01.2023

С 16 января на базе СОГБДОУ «Центр диагностики и консультирования» в рамках познавательного проекта с интерактивным компонентом «Хочу все знать» начал свою работу мин-музей «Старый Новый год». Наполненный волшебством мини-музей открыл свои двери для юных посетителей. Дети с интересом рассматривали  экспонаты мини-музея, рассказывали истории о том, как они провели Новый год. Находили отличия  между празднованием Нового года прошлых лет и современного. А также пытались ответить на вопрос: «Существует ли Дед Мороз»? Обучающиеся и педагоги Центра приняли активное участие в мастер-классе «Украшения для елочки», а в завершении все дружно украсили ёлочку и посмотрели мультфильм «Дед Мороз и лето».
Родители воспитанников и педагоги Центра  приняли активное участие в создании мини-музея, наполняя выставку экспонатами из семейных архивов (новогодние открытки прошлых лет, стеклянные ёлочные игрушки, фото с новогодних утренников, праздничные атрибуты, карнавальные маски и многое другое, что непосредственно связано  с Новым годом прошлых лет).
Мини-музей погрузил посетителей в сказочную, наполненную радостными воспоминаниями атмосферу истории самого любимого праздника многих детей и взрослых.
 
        

© Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр диагностики и консультирования», [2020]



 

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Обратная связь

Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4Б

Телефон: +7 (4812) 30-06-76
Телефон-факс: +7 (4812) 62-30-78

E-mail: centr072007@yandex.ru