+7 (4812) 30-06-76 / 66-53-03

Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4 Б
e-mail: centr072007@yandex.ru

Консультация социального педагога

О безопасности в сети Интернет (читать)

Как защитить свои персональные данные в сети? (читать)

Консультация социального педагога (скачать)

Наглядные материалы для беседы с ребенком о Правилах безопасности дорожного движения (открыть)

Наглядные материалы для беседы с ребенком о Правилах безопасности в общественном транспорте (открыть)

Родителям о жестоком обращении с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Необходимым фактором воспитания ребенка является создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов.

Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

К сожалению, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними.

Жестокое обращение с детьми в семье включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психическому насилию можно отнести:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

Следующие возможные действия:

  1. Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  2. Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
  3. Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  4. Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.

Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  1. Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  2. Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  3. Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. Главная функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
  4. Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...».
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Консультацию подготовила социальный педагог Полякова И.Ю.

 

Телефон доверия

 (открыть)

 

 

(открыть)

 

Независимая оценка качества образования Анкета (открыть)

 

Независимая оценка качества образования Результаты (открыть)

 

Новости

О выпускных

26.05.2023

Уходят дети школьною дорогой,
Но остаётся в них частица нас!
От сада детского до школьного порога
Их провожаем в школу. В добрый час!
24 – 26 мая прошли праздники, посвященные выпуску в школу воспитанников Центра. Кажется, только вчера родители привели  к нам своих малышей, а уже сегодня ребята попрощались с таким уютным местом, которое стало для них вторым домом. Выпускной бал для детей — волнующее событие! Это прощание с беззаботной порой, и в тоже время, ключик от дверей в интересный и увлекательный мир знаний.
В эти дни будущие первоклассники пели песни, танцевали, читали стихи, демонстрировали свои знания и умения в веселых конкурсах. А взрослые поддерживали ребят бурными аплодисментами и не скрывали радости и гордости за своих любимых детей. На праздниках звучали поздравления и пожелания выпускникам, искренние слова благодарности сотрудникам организации и родителям выпускников. В этом году в Центре появилась новая традиция – каждая группа выпускников посадила куст сирени. И теперь, мы с нетерпением ждем, когда сирень зацветет.
Все праздники получились добрыми, душевными, наполненными любовью, заботой, тихой грустью от расставанья и радостью вступления в новую жизнь.
В добрый путь, дорогие наши выпускники!
 
      
О мероприятии

18.05.2023

18 мая 2023 года в ходе реализации проекта «Флагманы образования» специалисты Центра организовали и провели для студентов II курса психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО СмолГУ (направления подготовки Начальное образование, тьютерство в образовании и Дошкольное образование, коррекционная педагогика) мероприятия практической направленности: обучающий семинар с элементами тренинга «Организация образования обучающихся с ОВЗ» и практический тренинг «Мир глазами особого ребенка». Основной целью данных мероприятий стало повышение психолого-педагогической компетентности студентов в вопросах психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказания квалифицированной коррекционно-развивающей помощи детям.
 
      
О посещении музея

15.05.2023

В ходе реализации проекта «Узнаем наш город вместе» 14 мая 2023 г. ребята и родители под руководством педагогов Центра совершили экскурсию в  ФГБУК «Государственный музей «Смоленская крепость».
Возле входа в музей  участников встретил Стрелец, который рассказал о том, что Башня Маховая принадлежит к числу малых четырехугольных башен. Название башни, впервые зафиксированное в XIX веке, может быть связано с командиром гарнизона башни в 1609 году Иваном Маховцовым. Далее экскурсия продолжилась в  помещениях башни, где  размещена экспозиция «Стрелецкий мiр». Ребята узнали о том, как много лет назад был устроен быт стрельцов, их служба и досуг. Каждый участник получил возможность примерить шлем стрельца, подержать его меч и щит, пройти по ступеням башни, увидеть наш город с высоты птичьего полета.  Услышав клятву стрельцов, все присутствующие прониклись гордостью за нашу малую Родину и ее героических защитников.
 
      

© Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр диагностики и консультирования», [2020]



 

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Обратная связь

Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4Б

Телефон: +7 (4812) 30-06-76
Телефон-факс: +7 (4812) 62-30-78

E-mail: centr072007@yandex.ru